Солнечные батареи: применение всё шире
Использованием солнечной энергии вроде бы уже никого не удивить. Специальные батареи перестали быть диковинкой не только на космических аппаратах, но даже на крышах домов. Однако технологии не стоят на месте – и вот уже строится первая парковка для машин, оснащённая солнечными батареями. Экспериментальную проверку идеи осуществляется компания Солар Родвейс (штат Айдахо).
Около здания лаборатории фирмы уже существовала парковка, асфальт на которой пришёл в негодность. Вместо обыкновенной замены его, на этом участке смонтировали особое покрытие из закалённого стекла. Новый материал не только справляется с тяжестью автомобилей, но и выступает в роли электрогенератора.
Сама идея дороги, которая использовала бы солнечную энергию, была предложена ещё в 2007 году. Но только недавно удалось найти финансирование и основать компанию. В ходе предварительных экспериментов авторы исследования подтвердили: модернизированная дорога не просто энергонезависима, она справляется с напряжёнными режимами эксплуатации, характерными для современных автострад. Американский департамент транспорта довольно быстро обратил внимание на новую разработку, и уже в конце лета 2009 года фирма смогла начать создание детальной концепции, и в течение полугода презентовать уже прототип участка дорожного покрытия.
Тогда ещё масштаб макета был сравнительно невелик – квадрат со сторонами менее четырёх метров, а вместо вырабатывающих электричество фотоэлементов – светодиоды, встроенные в программируемые панели. Электронные устройства заработали и показали принципиальную жизнеспособность идеи. Проектирование солнечной дороги вступило в решающую фазу летом 2011 года, когда приступили к созданию материалов и отработке нюансов технологии для сооружения полномасштабного образца.
Дорожные панели Солар Родвейс представила через два с небольшим года. Тесты показали, что они весьма прочны, в том числе и при ударе. Благодаря текстурированной поверхности уровень скольжения новой дороги оказывается минимальным. В каждой панели, не считая фотоэлементов и электронных плат, есть больше ста светодиодов (программируемых) и нагревательный блок (антиобледенительный). Весной 2014 года началась эксплуатация парковки, которая описана выше. Незначительный участок поверхности генерирует более трёх киловатт-часов электроэнергии (в зависимости от того, насколько энергично излучение солнца, конечно).
Инженеры не ограничились только электрогенерацией. Новая парковка отвечает современным требованиям и в других отношениях. Кабельный канал, расположенный под землёй, обеспечил лёгкую прокладку и удобную коммутацию используемых кабелей. В канале проходят телевизионные и оптоволоконные кабели, а сверх того, он же служит для водоотведения ливневых и весенних стоков.
В данный момент Солар Родвейс стремится увеличить эффективность солнечной дороги, прежде чем начинать использовать эту технологию на практике. Пока что фотоэлектрический слой в панелях покрывает менее 70% их поверхности. Очевидно, что каждый дополнительный процент обеспечит повышенный уровень генерации электричества. Инженеры компании поставили амбициозную задачу: фотоэлементами должна быть покрыта практически вся поверхность дорожных блоков. Также планируется отработать производственный процесс, сделать его наиболее оптимальным и технологичным. Лишь выполнив эти два условия, фирма начнёт серийное производство блоков для солнечных дорог и их монтаж на различных автострадах. Конкретные сроки, когда это произойдёт, неизвестны.